Офис в тонусе
Текст: Диана Россоховатская
«Умный» офис может стимулировать сотрудников не меньше, чем бонусы и премии: имея все под рукой и не тратя время впустую, люди меньше устают и продуктивнее работают. Работодатели, пренебрегающие требованиями эргономики и экономящие на комфорте персонала, остаются внакладе.
Комфортная среда
Если несколько лет назад эргономичные офисные решения пользовались спросом в основном у иностранных компаний, то сегодня, по наблюдениям опрошенных СФ участников рынка, и российские заказчики все чаще обращают внимание на правильную организацию офисного пространства. Компании стали понимать, что офисная мебель становится простым и эффективным инструментом, помогающим отлаживать и облегчать рабочие процессы, поддерживать работоспособность сотрудников и повышать их производительность. Это возможно при соблюдении трех основных условий. Во-первых, должно быть сокращено время на выполнение элементарных задач, таких как поиск нужного документа (по подсчетам компании Steelcase, на поиск нужных бумаг сотрудники крупных фирм за год тратят в общей сложности около двух недель). Во-вторых, следует организовать комфортные рабочие места; в-третьих, свести к минимуму отвлекающие факторы.
Существенную экономию рабочего времени обеспечивает грамотное зонирование помещения. Юлия Трущелева, коммерческий директор компании «Бюробъект», вспоминает случай из собственной практики, когда в офисе их заказчика отделы маркетинга и продаж, которым требовалось постоянно контактировать друг с другом, находились на разных этажах. Сотрудники тратили уйму времени только на то, чтобы перемещаться по зданию. Наладить коммуникацию между отделами удалось с помощью новой планировки офиса. Аналогичный пример приводит коммерческий директор компании «Стробос» Евгений Петров. В офисе одного из клиентов, крупной компании с большим документооборотом, архивная зона была удалена от рабочих мест. Сотрудники, часто пользовавшиеся документами из архива, нескольку раз за день совершали путешествия к шкафам и обратно. «При проектировании нового офиса мы расположили архивные зоны вблизи рабочих мест, а также предусмотрели в них возможность работы стоя, рассказывает Евгений Петров. В результате люди перестали тратить время на хождение, начали работать, и оказалось, что работы для них мало. Высвободившихся сотрудников руководство перебросило на решение других задач».
Несколько лет назад «Офис Солюшнз» (официальный дилер Steelcase в России) реализовала проект для отдела биллинга компании «Совинтел». Как рассказал управляющий партнер «Офис Солюшнз» Игорь Юрьев, заказчик планировал увеличить количество рабочих мест с 37 до 40 (при площади 400 кв. м) и избавиться от части документов, отправив их в архив. У папок, в которые подшивались счета, не было своего места: они стояли в ряд на полу, и операторам приходилось перебегать от них к телефонным аппаратам и обратно. Специалисты Steelcase предложили несколько вариантов решения этой задачи. Для начала заменили проводные телефоны на беспроводные, изменили конфигурацию столов, сделав их более компактными, и организовали крепление над каждым столом трех полок (на которых могло уместиться в общей сложности 36 папок), благодаря чему повысилась звукоизоляция. Затем специалисты «офис солюшнз» выяснили, какое количество документов операторам необходимо постоянно иметь под рукой, и организовали зону архивного хранения: если раньше сотрудникам приходилось заранее запрашивать архивные коробки, то теперь все документы поместили в единый передвижной архив, которым можно воспользоваться в любой момент.
Значительная экономия времени достигается и за счет рациональной организации рабочих мест. «Одинаковые рабочие места не могут быть удобны всем: кто-то высокий, кто-то миниатюрный, один правша, другой левша. Настроенное под индивидуальные особенности сотрудника рабочее место защищает его от преждевременного переутомления и продлевает работоспособность», подтверждает Борис Шахт, директор компании Orgspace Consulting. По его мнению, оптимальный вариант - когда рабочее место сотрудника учитывает весь процесс его работы. Это означает, что конфигурация рабочего места сотрудника, имеющего дело с большим количеством бумажных документов, должна существенно отличаться от рабочего места оператора call-центра или менеджера-консультанта, чья основная работа общение с посетителями.
|